ЭДИП


ЭДИП
В «Одиссее» Гомера Эдип – сын фиванского царя Лая, по ошибке женившийся на собственной матери, которая покончила с собой, когда узнала правду о своем муже, в то время как Эдип продолжал править Фивами (см. Иокаста). В «Илиаде» еще сказано, что Эдипа случайно убили в бою и он был похоронен с воинскими почестями. Источником для более поздней версии легенды об Эдипе, связанной с образом царя-изгнанника, несущего бремя своей вины, является, несомненно, утерянная эпическая поэма «Фиваида». Оракул Аполлона предупреждает Лая, что он будет убит от руки своего сына, рожденного Иокастой. Лай, пытаясь избе- жать своей участи, повелел бросить младенца Эдипа на горе Кифероне со связанными ножками; но там младенца подбирает коринфский пастух и относит своему царю Полибу. В Коринфе Эдип воспитывается как сын и наследник Полиба. Однажды на вечеринке один из пьяных гостей говорит Эдипу, что он не является настоящим сыном Полиба и его жены Меропы. Тогда смущенный Эдип идет в Дельфы, чтобы посредством оракула узнать истину. Однако оракул повергает Эдипа в еще большее смущение: он должен убить своего отца и жениться на своей матери. Во избежание исполнения предсказания Эдип решает не возвращаться больше в Коринф и идет по направлению к Фивам. Случайно встретив на дороге Лая, Эдип в ссоре убивает его. Придя в Фивы, Эдип избавляет их жителей от сфинкса, после чего его провозглашают царем и он женится на вдове Лая Иокасте, то есть своей матери. У Эдипа и Иокасты рождаются дети: Антигона, Йемена, Этеокл и Полиник. Через несколько лет Фивы поражает эпидемия чумы, и оракул сообщает, что избавиться от напасти можно, только изгнав из Фив убийцу Лая. С этого начинается трагедия Софокла «Эдип-царь». В конце концов правда выясняется, Эдип в ужасе выкалывает себе глаза и в сопровождении Антигоны удаляется в: изгнание. После многих лет странствий Эдип с Антигоной приходят в местечко Колон в Аттике, где Тесей дает им убежище, а потом Эдип таинственным образом исчезает в священной котловине – это сюжет трагедии Софокла «Эдип в Колоне». Сенека написал «Эдипа», следуя Софоклу. В 20 в. миф об Эдипе стал популярен благодаря интерпретации австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» подавленную агрессивность, которую мальчик подсознательно испытывает по отношению к своему отцу, ревнуя того к матери. Фрейдистское толкование мифа об Эдипе используется, например, в «Адской машине» Кокто и в фильме Пазолини «Царь Эдип». Эдип - это символ человеческого стремления не зависеть ни от богов, ни от традиций: только выколов себе глаза, Эдип начинает понимать, что есть в мире тайны, разгадать которые человек не в состоянии.

Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии. 2014.

Синонимы: